Нeскoлькo лeт нaзaд рaбoтникaм скoрoй и нeoтлoжнoй мeдицинскoй пoмoщи пришлoсь выучить слoвo «aутсoрсинг», нo oнo пришлoсь им нe пo вкусу.
Кoррeспoндeнт «МН» рaзбирaлaсь, стaнeт ли пeрeдaчa трaнспoртныx услуг чaстникaм спaсeниeм для изнoшeннoгo aвтoпaркa скoрoй пoмoщи или eщe бoльшe усугубит прoблeму?
Eсли гoвoрить прoстыми слoвaми, aутсoрсинг — этo пeрeдaчa нeкoтoрыx функций гoсудaрствeннoй oргaнизaции внeшнeму исполнителю, который берется за их выполнение на договорной основе.
Такой механизм работает в бюджетной сфере. Например, многие организации нанимают бухгалтеров со стороны, чтобы сократить расходы на штатных, а в вооруженных силах частные компании ремонтируют оборудование, занимаются организацией питания военных и решают различные технико-бытовые и жилищно-коммунальные вопросы, чтобы не отвлекать командование и личный состав от выполнения несвойственных им задач.
Примерно лет десять назад коммерсанты добрались и до службы скорой помощи — начали брать на аутсорсинг транспортные функции этой службы.
СКОРАЯ БЕЗ КОЛЕС
Первые проекты по внедрению новой модели частно-государственного партнерства в службе скорой помощи начались в Пермском крае, и уже через непродолжительное время схема дала сбой. Из-за задолженности по зарплате 15 водителей, обслуживавших кареты скорой помощи одной из подстанций Перми, не выехали на линии.
Забастовка продолжалась два часа. Операторам службы «03» пришлось в срочном порядке передавать поступившие заявки бригадам других подстанций, но это увеличило время прибытия медиков по срочным вызовам. Потерянные минуты могли кому-то стоить жизни. К счастью, никто из пациентов не пострадал.
Одним из первых включился в новую бизнес-модель и Волгоград. Городские власти заключили с фирмой договор на транспортный аутсорсинг, но бизнесмены не выполнили условия контракта: вместо 80 санитарных автомобилей предоставили городу-герою всего десять, а из необходимого медикам оборудования в них были только носилки. Чтобы не оставить горожан без экстренной медпомощи, властям пришлось выпустить на линию старые автомобили. Контракт с частниками был расторгнут.
А вот в Чувашии региональное министерство здравоохранения в марте 2017-го сначала браво отрапортовало о том, что с введением аутсорсинга «количество сходов автомобилей с линии из-за поломок сократилось на 40%, количество часов простоя, связанного с ремонтом машин, на 45%, а врачи стали прибывать к пациенту на 2,1 минуты быстрее», а осенью 2018-го глава региона заявил, что Чувашия будет отказываться от услуг частного транспорта в системе скорой помощи. Губернатор признал, что частно-государственное партнерство потерпело крах из-за серьезных финансовых нарушений и проблем с транспортным обеспечением при оказании медпомощи.
В России нет ни одного города, где бы не выдвигались претензии к аутсорсинговым экспериментам. Ничего удивительного: коммерсанты заточены на получение прибыли, но по разным причинам не могут исполнить взятые на себя обязательства и лишь вносят хаос в отлаженную годами работу службы скорой помощи.
Почему-то это нисколько не смущает Минздрав России. Там не собираются отказываться от идеи повсеместного внедрения в службу скорой помощи аутсорсинга. Отказаться от него сложно еще и потому, что президент России еще в мае 2016 года поручил ведомству проработать вопрос о передаче негосударственным компаниям функций перевозок при оказании скорой помощи.
Несмотря на явные недочеты в работе аутсорсинга, аналитик Елена Варламова уверена, что недостаток бюджетного финансирования приведет ко все большему распространению бизнес-модели. При этом, по ее словам, «для рядовых граждан ситуация рискует измениться — скорая помощь может стать менее доступной».
ОПТИМИЗАЦИЯ ИЛИ УТИЛИЗАЦИЯ?
Предприниматели заверяют чиновников, через которых внедряют в медицину свои сомнительные схемы, что переход на аутсорсинг несет для регионов экономические выгоды. Какие же?
В Уфе, к примеру, при нехватке дефибрилляторов и ЭКГ-аппаратов в санитарных машинах вместо приобретения необходимого оборудования закупались транспортные услуги на стороне, а незадолго до этого существенные средства пошли на перевод имеющегося автопарка медслужбы на газ. Странная экономия, не так ли?
Осенью 2015 года контрольно-счетная палата Республики Башкортостан провела проверку, которая выявила убыточность перевода двух подстанций уфимской ССМП на аутсорсинг. По итогам проверки расходы привели не к экономии средств, а к их увеличению на 23,8 млн рублей.
Если учесть, что контракт с внешними транспортными компаниями обходится в среднем в 100 млн рублей, не лучше ли на эти деньги закупать новый спецтранспорт? Оснащенная оборудованием машина скорой помощи стоит порядка 3-3,5 млн рублей, и за 100 млн через пару-тройку лет старый автопарк учреждения можно списать и почти полностью заменить его новым. А если брать автомобили в лизинг, как это делают те же аутсорсинговые фирмы, то экономический эффект будет и того больше.
— Попытки коммерциализировать медицину неправильны и приводят к ее развалу. Появление частников в скорой помощи добьет систему, которая сейчас недостаточно эффективна, но еще работает. Переход скорой помощи на аутсорсинг приводит не к оптимизации, а к утилизации медицины, — считает депутат Госдумы Дмитрий Ионин.
***
Вся система организации скорой в целом неправильная, и как может быть убыточным то, что во всем мире не убыточно? И если тебе условно дали на поездку 10 рублей, как ты умудрился потратить 12 рублей?
Принимающим ответственные решения чиновникам нужно хорошенько оценить все риски, прежде чем говорить «да» аутсорсингу. Транспортная составляющая скорой помощи — одно из важнейших стратегических условий ее деятельности, и передача ее сторонним организациям может обернуться серьезными последствиями для государства, а также для жизни и здоровья его граждан.
Многие эксперты считают, что автопарк скорой помощи должен оставаться в системе государственной структуры, как это было в СССР, а передавать транспортные функции в частные руки преждевременно и небезопасно.