Oдним из пeрвыx пoслe снятия кaрaнтинa, кaк oжидaют экспeрты, вoсстaнoвится внутрeнний туризм. В тoм числe aктивный, у кoтoрoгo в этoм плaнe сaмыe пoзитивныe пeрспeктивы.
Приключeнчeскиe туры, кaк прaвилo, прoxoдят в гoрax и лeсax, тo eсть тaм, гдe нeт мaссoвoгo скoплeния людeй. Рaзмeщaются туристы тaкжe в нeбoльшиx экоотелях и на турбазах, а не в гостиницах на тысячу номеров. Поэтому этот вид отдыха наверняка будет пользоваться спросом. Но для его быстрого восстановления потребуется поддержка. Об этом шла речь на первом онлайн-заседании Комиссии по приключенческому туризму Российского союза туриндустрии (РСТ), которую недавно возглавил генеральный директор компании RussiaDiscovery Вадим Мамонтов.
Во встрече участвовали наиболее опытные туроператоры, которые занимаются организацией активных туров в Карелии, на Байкале, Сахалине и в других регионах России. Коллеги обсудили варианты поддержки внутреннего туризма.
По словам Вадима Мамонтова, многие из этих мер не подразумевают прямых финансовых вливаний, но обозначают важные фокусы в позиционировании и продвижении внутреннего туризма в сезоне этого лета. По его словам, очень важно начать программу продвижения внутреннего туризма на федеральном уровне, об этом же должны задуматься на и региональные министерства или комитеты по туризму. И необходимо учитывать, что конкуренция между регионами и направлениями в нынешнем сезоне будет особенно напряженной.
«Полагаю, что восстановление спроса на путешествия по стране через инструменты информирования, маркетинга и PR – самое эффективное в нынешних условиях. Это поможет именно тем игрокам рынка, которые нацелены на продолжение работы», – пояснил г-н Мамонтов RATA-news.
Эксперт полагает, что летом на внутреннем рынке должен сработать эффект отложенного спроса: «Мы ожидали, что в сегменте активных туров сезон-2020 будет удачным, планировали рост 50-60% по сравнению с прошлым годом. Сейчас у нас падение продаж на 90-95%. Но есть отдельные звонки, есть запросы на середину лета. То есть отложенный спрос формируется, и мы работаем над тем, чтобы ему соответствовать, когда он активизируется».
Например, чтобы добраться до наиболее диких и интересных мест России, туристам предстоит пройти через крупные хабы – вокзалы или аэропорты, то места с высокой концентрацией людей. По мнению туроператоров, необходимо заранее продумать комплекс мер, которые будут показывать безопасность путешествий по России.
«Чтобы туристы были уверены в безопасности путешествий, понадобится комплексная работа большого количества организаций. Это аэропорты, вокзалы, авиакомпании, РЖД, такси, «Аэроэкспресс», – заметил Вадим Мамонтов. – Не менее важна качественная информационная поддержка со стороны Ростуризма, РСТ и СМИ. Мы обладаем серьезной экспертизой по коммуникации с туристами, которые выбирают путешествия по России, и готовы стать частью рабочей группы по этому проекту».
Помимо идеи проведения антикризисной информационной компании региональные туроператоры также внесли в РСТ предложения по другим вопросам. В части финансовых мер названы льготные кредиты, налоговые каникулы, субсидирование организованных поездок, снижение стоимости билетов на популярных направлениях внутреннего туризма. В части регулирования – создание единых правил безопасности при проведении активных туров, возможность путешествия по электронной визе для иностранцев по всей России, а также присвоение компаниям по внутреннему и въездному туризму особого статуса.
«Туризм – мощный драйвер экономики одна из наиболее пострадавших от пандемии отраслей. Разумно в этих условиях наделить турбизнес особым статусом вместе с набором соответствующих преференций, независимо от места регистрации компании, – говорит г-н Мамонтов. – По аналогии с тем, что получают компании, работающие в особых экономических зонах, например, свободный порт Владивосток». Целесообразно создать в Ростуризме структуру, защищающую интересы туроператоров по внутреннему и въездному туризму. Своего рода «одно окно» для решения всех вопросов, вплоть для представления интересов отрасли в судах.
Участники онлайн-конференции пришли к выводу, что в процессе восстановления внутреннего туризма после карантина резко возрастет роль консалтинга и образования. Например, с учетом новых реалий важно будет наладить обучение персонала – создать школу гидов, школу туроператоров. Одна из «ловушек» нынешнего сезона на внутренних направлениях, включая активный туризм, по словам г-на Мамонтова, заключается в том, что поедут «новые» туристы, которые прежде путешествовали, в основном, за рубеж.
«В каком-то смысле все это время компании в сфере активного отдыха были избалованы хорошим клиентом. Они работали с людьми, которые знали, куда и зачем они едут, были готовы к каким-то неудобствам в плане сервиса. Сейчас будут обращаться клиенты, ориентированные на другой уровень сервиса, что чревато последующим негативом. Чтобы это избежать, уже сейчас надо задуматься о качестве, создать школы повышения квалификации, призвать в профессию заинтересованных людей, в том числе для работы гидами в разных регионах России. Мы уже сейчас это делаем в онлайне», – рассказал Вадим Мамонтов.