Нeдaвнo в Гoсдуму были внeсeны пoпрaвки в зaкoн oб oбязaтeльнoм мeдицинскoм стрaxoвaнии.
Гoсудaрствo рeшилo oткaзaться oт услуг стрaxoвщикoв в фeдeрaльныx мeдицинскиx цeнтрax. Выигрaeт или прoигрaeт пaциeнт в рeзультaтe нoвoй рeфoрмы?
В пeрвую oчeрeдь измeнeния кoснутся фeдeрaльныx мeдицинскиx цeнтрoв. В нoвыx пoпрaвкax прeдпoлaгaeтся, чтo финaнсирoвaниe этиx крупнейших клиник теперь будет проходить не через страховые компании, а напрямую из Федерального фонда ОМС.
«Мы, условно говоря, выделяем федеральные клиники. Это позволит им быть головными учреждениями, заниматься передовыми разработками, но и обеспечит возможность гражданам, которые нуждаются в высокотехнологичной, зачастую уникальной медицинской помощи, получать ее, и это будет бесплатно для регионов», — рассказала глава ФФОМС Елена Чернякова.
Страховым компаниям предложено сосредоточиться на медицинских организациях поскромнее — региональных клиниках, поликлиниках и больницах. В результате они могут потерять доступ к 5% средств ФОМС, а это более 100 млрд рублей.
Такая идея обсуждалась в профессиональной среде уже давно. Сами врачи называли страховые компании «ненужной прокладкой между бюджетом и медицинскими учреждениями».
«По сути, они брали бюджетные деньги и передавали их в медицинские учреждения, не сильно при этом напрягаясь. Логично было бы избавиться от этих организаций, организовав непосредственное взаимодействие медицины и государства», — утверждает кандидат медицинских наук Георгий Германов, много лет руководивший крупной дальневосточной больницей.
Он считает очень важным еще одно положение нового закона, которое касается получения медицинской помощи теми, кто живет не по месту регистрации, а в другом регионе. Сейчас сложилась непростая ситуация, когда одна и та же медицинская манипуляция даже в соседних областях проходит по разным тарифам. В итоге территориальные фонды ОМС присылают друг другу счета за таких больных и чаще всего между ними возникают разногласия.
«Я знаю немало случаев, когда медучреждения отказывали пациенту в операции, потому что другой регион за нее не заплатит в полном объеме. Из-за этих промедлений, бюрократии, всех нестыковок люди погибали, так и не дождавшись помощи», — говорит Германов.
В новом законопроекте предлагается согласовывать объемы медпомощи жителям одного региона в медицинских учреждениях другого — появится единый на всю страну фонд и единый источник финансирования. Речь идет о создании одинаковых для всех правил игры, и в этом, вне всяких сомнений, есть определенные преимущества.
Еще одна инициатива проекта — двукратное сокращение расходов на ведение дел страховщиков. Сейчас они получают 1-2% от суммы, поступившей в страховую организацию на одного человека, согласно подушевым нормативам. Поправки предполагают, что эта цифра в будущем уменьшится до 0,5-1%. По оценке самих страховщиков, в этом случае они недосчитаются около 7 млрд рублей.
Разумеется, предложенные Минздравом законодательные инициативы вызвали откровенно негативную реакцию среди руководства страховых компаний, а также многих экспертов. Лидеры отрасли уже заявили, что при таком законодательстве под угрозой окажется все отечественное здравоохранение.
«В нацпроекте страховщики являются легитимной и существенной частью его реализации. Под этот нацпроект у нас создано 14 тысяч страховых представителей, которым поручены диспансеризация, сопровождение онкобольных и все мероприятия по популяризации здорового образа жизни. Законопроект ставит под вопрос не только присутствие страховщиков в нацпроекте, но и само его выполнение», — подчеркивает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Он напоминает, что контрольные функции у страховых компаний предлагается забрать и передать государству, то есть федеральный фонд наделяется одновременно функцией исполнителя и контролера своей же деятельности. Обеспечивать защиту прав пациентов, информировать их, готовить иски к медучреждениям в случае конфликтов также предлагается не страховщикам, а территориальным фондам.
«Совершенно очевидно, что осуществление экспертизы медицинской помощи, оказанной гражданам в федеральных институтах, чиновниками федерального фонда будет пустой формальностью, а не подлинно независимой экспертизой», — утверждает председатель координационного совета Движения против рака Николай Дронов.
«Страховые медицинские организации — это единственное независимое звено в системе здравоохранения, которое находится на одной стороне с пациентом и призвано защищать его права. Потому что у страховой медицинской организации есть финансовая заинтересованность в том, чтобы пациенту была оказана качественная медицинская помощь», — вторит ему директор Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ Сергей Шишкин.
Часть экспертов считает, что крупные федеральные клиники действительно станут образцами качественной медицины, но доступной она будет не для всех.
«Создаются не только две системы ОМС, но и две системы здравоохранения. Будет элитная, дорогостоящая и качественная часть медучреждений для определенных категорий граждан и вся остальная медицина. Через некоторое время мы столкнемся с проблемами доступности медицинской помощи для широких слоев населения, если такое разделение внутри системы ОМС произойдет», — заявил руководитель крупной страховой компании Руслан Хальфин.
Разрешить этот спор предложено премьер-министру Михаилу Мишустину. На днях крупные страховые компании обратились к главе правительства с письмом, где они просят его отказаться от предлагаемых Минздравом изменений. О реакции премьера на это обращение пока ничего не известно…